Фэндом

Глубокая паутина (также известна как «Невидимая сеть», «Глубокая сеть»; англ. Deep Web;) — множество веб-страниц Всемирной паутины, не индексируемых поисковыми системами. Термин произошёл от соотв. англ. invisible web. Наиболее значительной частью глубокой паутины является Глубинный веб (от англ. deep web, hidden web), состоящий из веб-страниц, динамически генерируемых по запросам к онлайн-базам данных.

Не следует смешивать понятие Глубокая паутина с понятием Тёмная паутина (от англ. Dark web), под которым имеются в виду сетевые сегменты, хотя и подключённые к общей сети Интернет, но требующие для доступа определённые программные средства.

В глубокой паутине находятся веб-страницы, не связанные с другими гиперссылками (например, тупиковые веб страницы, динамически создаваемые скриптами на самих сайтах по запросу на которые не ведут прямые ссылки), а также сайты, доступ к которым открыт только для зарегистрированных пользователей и интернет-страницы, доступные только по паролю.

Поисковые системы используют специальных поисковых роботов (англ. web crawler), которые переходят по гиперссылкам и индексируют содержимое веб-страниц, на которых они оказываются, занося их содержимое и гиперссылки на них в свои базы данных. Далее поисковый бот, находя на данной веб-странице ссылку на другие веб-страницы, также переходит по ним и индексирует уже содержимое каждой из них, далее бот находит новые гиперссылки и индексирует уже их содержимое, таким образом цикл повторяется раз за разом. Некоторые веб-страницы, не имеющие внешних ссылок на себя, остаются таким образом не замеченными поисковыми ботами и не заносятся в базы данных поисковой системы. Таким образом без знания прямого URL-адреса сайта в сети интернет обычный пользователь более никаким образом не может попасть на сайты или веб-страницы «Глубокой сети».

Также в «Глубокую сеть» попадают сайты, владельцы которых добровольно отказались от индексации поисковыми системами (например, с помощью файла «robots.txt»), а также сайты и веб-страницы, защищённые авторизацией от просмотра информации третьими лицами. В таком случае, не зная логин и (или) пароль к веб-странице, невозможно в полной мере просмотреть её содержимое или пользоваться веб-сайтом.

Размер глубокой паутины неизвестен. Существуют относительно достоверные оценки общего числа сайтов, ведущих к онлайн-базам данных: около 300 тысяч таких сайтов во всём Вебе в 2004 году и около 14 тысяч в Рунете в 2006 году.

В 2005 году компания «Yahoo!» сделала серьёзный шаг к решению этой проблемы. Компания выпустила поисковый движок «Yahoo! Subscriptions», который производит поиск по сайтам (пока немногочисленным), доступ к которым открыт только зарегистрированным участникам этих сайтов. Это, однако, полностью не решило имеющейся проблемы. Эксперты поисковых систем по-прежнему пытаются найти технические возможности для индексации содержимого баз данных и доступа к закрытым веб-сайтам.

Одним из популярных сервисов, работающих с данными глубокой паутины, является UFOseek, изначально предназначенный для систематизации данных о паранормальных явлениях.

Специальные поисковые машины:

  • Yahoo! Subscriptions
  • QProber: Классификация и поиск по «скрытым» базам данных
  • MetaQuerier: Обследуя и интегрируя глубокую паутину
  • Браузер Tor
  • Анонимная сеть I2P

Также на Фэндоме

Случайная вики